Воскресенский Иван Никанорович

                                                          Воскресенский Иван Никанорович
Родился в 1862 году в селе Дементьево Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье сельского священника. Отец, Никанор Захарович, после смерти жены один воспитывал троих сыновей. Все избрали военную карьеру: до генерал-майора дослужился Николай, а в чине полковника вышел в отставку Александр.

Иван, окончив сельскую школу, уехал учиться в Череповецкое реальное училище. В 1879 году поступил в Кронштадтское техническое училище Морского ведомства, готовившее флотских офицеров инженерных специальностей. Иван Воскресенский окончил механическое отделение в 1883 году и в награду за хорошую учебу был направлен трюмным механиком на клипер «Разбойник», на котором совершил трехгодичное кругосветное плавание.
Осенью 1886 года он поступил в Морскую академию, а через два года начал преподавать в Кронштадте, в том училище, которое окончил сам. Потом перевелся в Петербург на Невский завод наблюдающим за постройкой лодки «Отважный». В 1892 году Ивана Никаноровича направили в Англию, где создавались механизмы эскадренного броненосца «Петропавловск». Воскресенский получил возможность побывать на многих заводах Англии и Шотландии, познакомится с организацией работы судостроительных предприятий.

В 1895 году по приглашению Ф. Гросса Иван Никанорович переезжает в Колпино. В воспоминаниях И.Н. Воскресенский писал: «Главной работой, которая оставила наиболее глубокие следы, я считаю мою работу на Ижорском заводе». Воскресенский проработал на заводе 22 года. Вначале в должности главного механика, затем – помощника начальника завода, а позднее – начальника завода.

Первой задачей главного механика стало освоение выпуска миноносцев нового типа. У устья Полукруглого канала был построен новый эллинг для одновременной закладки двух кораблей. До 1902 года Ижорские заводы сдали флоту 21 миноносец. Одновременно Воскресенский курировал строительство паровых котлов, шпилевых и рулевых машин для броненосца «Князь Потёмкин-Таврический», крейсеров «Аврора», «Паллада», «Диана» и др.

С 1902 года Воскресенский служил в должности помощника начальника заводов и круг его обязанностей значительно расширился. В этой должности он был командирован на заводы Европы и Америки. Воскресенский вместе с мастером А.Ф. Антиповым посетил заводы в Германии, Бельгии, США, чтобы выбрать наиболее эффективный способ изготовления цельнотянутых труб. Ознакомившись с различными системами изготовления труб, Воскресенский остановился на более дешевом способе американского инженера Штифеля. После заключения контракта Морское ведомство получило рабочие чертежи, в Америке изготовили пирсинг-машину, все остальное сделали в России. Оборудование, купленное при содействии Воскресенского, многие годы работало на заводе.

Приказом императора Николая II по Морскому ведомству 10 ноября 1908 года И.Н. Воскресенский был назначен начальником завода. В это время на заводе строились новые мастерские: сталеплавильная, бронезакалочная и бронеотделочная № 2. Продукция броневого отдела шла на русские линкоры, строившиеся в 1909-1917 годах - «Севастополь», «Полтава», «Гангут», «Императрица Мария» и др. В судостроительной деятельности завода этого периода, самый главный заказ-изготовление 5 тральщиков: «Минреп», «Запал», «Фугас», «Проводник» и «Взрыв». Часто Воскресенскому приходилось руководить выполнением нетипичных для завода Морского ведения заказов. Например, постройкой накануне Первой мировой войны дирижаблей «Голубь», «Сокол» и «Альбатрос».

К 1914 году реконструкция Ижорских заводов была завершена. Общая площадь заводов составляла 109 десятин 783 кв. сажени. Основные мастерские: модельная, сталеплавильная, чугунолитейная, меделитейная, две сборочные, слесарная, кузнечная, цепная, железокотельная, судостроительная, медекотельная, трубная и сталеплавильная, а также сталепрокатный, броневой и гильзовый отделы. Главная задача завода-выпуск брони, вторая-выпуск судостроительной стали. Кроме этого завод выпускал гильзы, цельногнутые трубы, футляры для орудийных снарядов, баржи, небольшие пароходы, катера, двигатели внутреннего сгорания.

По существующей в Колпине традиции руководитель завода вел большую общественную работу. Он был председателем правления Колпинского частного благотворительного общества, одним из создателей Общества борьбы за народную трезвость, а в годы Первой мировой войны – председателем Колпинского комитета Красного Креста.
С переходом на самоокупаемость у завода появились средства для улучшения бытовых условий служащих завода и благоустройства Колпино. Были построены: новая школа для детей рабочих, два магазина и столовая потребительского общества, больница с родильным отделением, баня, заводская часовня, Зимний театр, дома для инженерно-технических работников.
В годы Первой мировой войны главным для завода стал выпуск снарядов-броневых, светящихся и ныряющих. Война потребовала и усиленной выделки тонкой брони. Броневая мастерская была занята бронированием автомобилей. Бомбометы, минометы, автомобили «рено», «остин», «фиат» уходили из Колпино прямо на фронт.

И.Н. Воскресенский покинул завод в звании генерал-лейтенанта корпуса инженер-механиков флота с орденами Св. Владимира 2-й, 3-й и 4-й степени, Св. Станислава 1-й степени и Св. Анна 1-й степени.
После установления Советской власти И.Н. Воскресенский работал в Морском отделе военной промышленности. Иван Никанорович плодотворно трудился еще боле 20 лет, воспитывая новые поколения судостроителей. Ещё в 1904 году Воскресенский начал преподавать на кораблестроительном факультете Политехнического института, совмещая работу со студентами со службой на Ижорских заводах. После революции продолжил преподавательскую деятельность. Одновременно с работой в Политехническом институте Воскресенский читал лекции в Военно-морской академии, был одним из организаторов Морского регистра СССР, а в 1928-1930 годах- его председателем.

В 1930 году Воскресенский был в числе инициаторов создания Кораблестроительного института. В новом вузе И.Н. Воскресенский последовательно руководил кафедрами общей технологии, технологии судостроения, технологии судового машиностроения. Воскресенского можно считать родоначальником технологического направления в подготовке инженеров-кораблестроителей в нашей стране.
Умер И.Н. Воскресенский 18 января 1943 года, похоронен на сельском кладбище Новгородской области.


Источник:
Бурим Л. Д.
"Один ответствовать должен...": очерки о директорах Ижорских заводов / Л. Д. Бурим, Г. А. Ефимова, Н. Л. Лопатенко. - Санкт-Петербург: Агат, 2001. - 191 с. : ил.




 
 
Новости
26 Октября 2021
Библиотеки будут закрыты


Наши партнеры
 









Сайт Госуслуг РФ



Instagram ЦРБ "Светлова"

Instagram Детской районной библиотеки

 
ЭТО ВАЖНО 
 
«Централизованная библиотечная система Колпинского района»
© Все права защищены
Разработка сайта— Webdom.net

 196653, СПб, Колпино, ул.В.Слуцкой, 32
Тел.: 469-52-71
E-mail: svetlova@lib-kolpin.ru